Поучаствуйте в нашем опросе

Решение жилищной проблемы – стратегическая задача государства

Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
Государство пыталось решить жилищную проблему путем предоставления гражданам бесплатного жилья. Однако итогом стали бесконечные и однообразные кварталы безликого типового жилья, унылые новостройки, не имеющие ничего общего с современными представлениями о комфортности и удобстве, непосильное бремя для государства, социальное иждивенчество.
Уникальность жилья состоит в том, что, являясь наиболее дорогостоящим товаром, приобретаемым человеком в течение его жизни, оно одновременно является товаром первой, жизненно важной необходимости, особенно когда речь идет о России, 60 процентов территории которой находится в зоне экстремальных климатических условий.
Жилищная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы[1].
В реализации жилищной политики первоочередной проблемой является отсутствие единой стратегической политики в жилищной сфере. Практика показала, что программно-целевой подход лишь затягивает решение проблемы. В то же время, несмотря на достигнутые результаты и обозначенные приоритеты, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа как инструмент реализации государственной социально-экономической политики все еще остаются недостаточно эффективными, и имеют серьезные изъяны.
Не удалось в полной мере сформировать федеральные целевые программы в качестве полноценного инструмента концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития. Федеральные целевые программы во многом еще остаются инструментом дополнительного финансирования текущей деятельности органов государственной власти. Существующие федеральные целевые программы не учитывают результаты реформы федеративных отношений, в рамках которой передан на региональный и местный уровни существенный объем полномочий по обеспечению объектов социальной и транспортной инфраструктуры[2, с. 36].
В 2007 году была сделана попытка принятия долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на период до 2025 года (далее – Стратегия) (разработана во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года). Однако принятие Стратегии несколько раз было перенесено, позже забыто.
Второе, это отсутствие единого органа исполнительной власти на федеральном, на региональном и на муниципальном уровнях. Вопросами обеспечения жильем различных категорий граждан и на федеральном уровне, особенно на уровне субъектов, занимаются множество различных министерств и ведомств, что не позволяет выстроить единую и эффективную политику.
Третий шаг, что необходимо сделать привести в порядок нормативно правовую базу, касающуюся проблемы жилья (Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, законы и программы). Все понимают, что сложно оказывать субсидиарную поддержку в улучшении жилищных условий гражданам признанным нуждающимися в жилых помещениях, так как их до этого необходимо признать малоимущими.
После построения стратегии, создания единого правового поля и консолидации всех вопросов, касающихся жилищной политики в одном ведомстве можно переходить к решению задач.
Для этого необходимо сконцентрироваться на двух основных направлениях – поддержание инвестиционной активности в строительстве жилья и поддержание платежеспособного спроса. В связи с этим в необходим комплексный подход к проблемам жилищного строительства, заключающийся в системном и совместном решении следующих задач:
1) обеспечение строительства необходимыми территориями;
2) грамотное градостроительное планирование и обеспечение проектной документацией;
3) решение вопросов инфраструктурного обеспечения застраиваемых территорий;
4) оказание мер государственной поддержки гражданам с низкими доходами, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. [3, с. 2].
По словам генерального, директора Фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова, жилищная политика во многом многопланова. Ее можно представить в виде концентрических кругов. Первый из них – это область, которая относится ко всем гражданам в равной мере. Государство просто обеспечивает нормальные условия для тех, кто хочет решать свой жилищный вопрос самостоятельно. Создает цивилизованный безопасный рынок жилья – понятный, прозрачный и предсказуемый. Второй план жилищной политики более узкий. Это меры государственного уровня, направленные на отдельные категории граждан, не обязательно на социально уязвимые. Например, это налоговые вычеты для тех, кто покупает жилье (это распространено и у нас). Сюда же можно отнести программы помощи силовикам в форме государственных жилищных сертификатов, субсидии молодым семьям, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (так называемые жилищные субсидии и так далее). И, наконец, третья область жилищной политики, ее ядро – это социальное жилье, которое строится за государственный счет и безвозмездно предоставляется гражданам. Это самая сильная интервенция государства, хотя масштаб ее может быть невелик, всего 1-2 процента жилищного фонда[4, с. 3].
Внимание государства должно быть обращено к решению жилищных программ граждан, которые нуждаются в жилых помещениях, но которые в состоянии с помощью государства приобрести жилье и граждан неспособных даже с помощью государства решить жилищную проблему. Для первой категории государство на федеральном и региональном уровне может предложить различные субсидии сертификаты, для второй категории жилье по соцнайму. Однако практика показала, что субсидиарная политика государства играет и отрицательную роль в жилищной сфере, посредством вливания государственных денег через сертификаты на вторичный рынок, впоследствии повышая цены на жилье. И одной из основных задач государства на региональном и на местном уровне является создание условий для направления средств государства для строительства нового комфортного жилья.
Если обратиться к структуре стоимости 1 квадратного метра жилья, она состоит из стоимости земельного участка, инфраструктуры и сетей, строительно-монтажных работ и прибыли. Для направления средств государства на строительство нового жилья (на первичный рынок) и поддержки строительной отрасли необходимо снижение цены на жилье для нуждающихся граждан. Это возможно только при условии изменения структуры стоимости жилья.
Изучив опыт других регионов России в решении задач стимулирования жилищного строительства, а также зарубежный опыт в Республике Башкортостан был осуществлен ряд мероприятий, который позволит эффективно решать новые задачи по развёртыванию массового строительства жилья экономического класса для всех категорий граждан:
Во-первых, сформирована единая электронная информационная база «Учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях», которая позволяет не только определить точное количество нуждающихся в жилье граждан, исключить повторное предоставление государственной поддержки одному и тому же гражданину, но и составлять более точные прогнозы строительства социального жилья в разрезе муниципалитетов. Упростится доступ граждан к информации о социальных программах, распределении жилья, о продвижении в очереди.
Во-вторых, совместно с органами местного самоуправления и государственной власти на местах создана база данных о земельных участках, пригодных для жилищного строительства с перспективой на ближайшие 5 лет, разработан порядок передачи земельных участков под строительство социального жилья.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2011 года № 738-р утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения территорий и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена.
По предложению Правительства Республики Башкортостан 21 марта 2011 года Государственным Собранием - Курултаем принят Закон Республики Башкортостан № 378-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» в части бесплатного предоставления земельных участков некоммерческим социально ориентированным организациям.
То есть, земельные участки под строительство будут передаваться бесплатно, с условием, что построенное на них жильё будет предоставляться гражданам, нуждающимся в жилых помещениях с предоставлением государственной поддержки. Кроме того, предоставление земельных участков будет осуществляться только социально ориентированным некоммерческим организациям, т.е. организациям, созданным в целях социальной поддержки и защиты граждан.
Принято постановление Правительства от 29 июня 2011 года № 254 «О Порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями».
В ходе реализации указанных мероприятий возникает возможность на государственном уровне проанализировать количество и категории лиц, нуждающихся в жилье, и определить количество и состояние земельных участков пригодных для жилищного строительства, что в конечном итоге позволит эффективно и долгосрочно планировать расходы средств федерального, республиканского и местных бюджетов, направленных на строительство доступного (социального) жилья для граждан республики.
Третье. В целях дальнейшего развития массового строительства социального жилья и реализации вышеуказанных мероприятий Президентом и Правительством Республики создана специализированная Некоммерческая организация «Фонд строительства социального жилья», учредителем которой является Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан».
В соответствии с уставом целями деятельности данного фонда является обеспечения развития социального жилищного строительства в Республике Башкортостан и содействие в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Вышеперечисленные меры позволят исключить из структуры стоимости жилья прибыль и стоимость земельного участка, а при продолжении активной региональной политики по поддержке строительства инженерных сетей стоимость жилья будет стремиться к сравнению со строительно-монтажными работами.
Говорить о конкретных выводах - о количестве граждан улучшивших жилищные условия рано, но комплексный подход уже приносит свои плоды.
И важно помнить, что в долгосрочной перспективе важным в жилищной политике должно стать не количество введенных метров жилья, а количество нуждающихся, решивших свой жилищный вопрос посредством получения социального жилья, безвозмездной субсидии либо путем привлечения собственных и заемных средств.

1. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2001. – Ст. 40, ст. 72
2. Особенности государственного программирования в социальной сфере // Научные труды Института послевузовского профессионального образования СГА..– 2005. – №15
3. Тезисы выступления министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан М.Ш.Хуснуллина на совещании в Правительстве Российской Федерации «О развитии приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» г.Москва 03.06.2009 г.
4. Михеев, В.Н. Живой менеджмент проектов/ В.Н. Михеев. М.: Эксмо, 2007.- 480 с.

У.Т.Кильсенбаев
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре